Как и обещал где-то в бесконечном черве комментариев, предлагаю послушать альбом «Химера» — ZUDWA (1997).
Собственно, в недавнем посте с творчеством группы «Николай Коперник» некоторыми товарищами сердито обсуждалась проблема отсутствия вкуса у русскоязычных музыкантов, а в более широком смысле — принципиальное отсутствие (бедность) музыкальной культуры в России (хо-хо), — в частности, в ее «рок-сегменте». Так почему бы не выкопать из чернозёма русского поля экспериментов плодородное творчество «Химеры»?
Выросло всё это в грибных казематах клуба TaMtAm (1991-1996), поколение которого Сева Гаккель сравнил с Третьей Эпохой Средиземья из «Властелина Колец», — временем угасания романтики рок-клубовских эльфов и узурпаторством трона со стороны Ельцина-Саурона.
Музыка поздней «Химеры» — яростный и почти индустриальный хардкор-нойз с тревожными охотничьими рожками из других измерений, вокал — охуевший крик из ледников карело-финской страны Севера Похьёлы. Тексты, несмотря на видимую простоту, предельно мощные и конкретные. Из повторяющихся мотивов — одержимость нордическим Вечным Плаванием из ниоткуда в никуда («Капитан Немо», «Узлы», «Штурман»), а также космическими и планетарными символами (навскидку — «Льды», «Марсианка», «Телохранитель Луны», «Крылья»).
Я – тень моей тени
Нечистая сила, чистая лужа воды
Воплощение седьмой
Перевернутой временем
Планеты по имени Льды
Я – льды
Согласно апокрифу, верность Рэтда магической Луне дошла до того, что в паспортной графе «гражданство» Старков от руки вписал «Гражданин Луны», доводя до бурного просветления питерских ментов. С планетой Земля Эдуард простился 23 февраля 1997 года (вступив в отечественный филиал «Клуба 27»), повесившись в каморке над репетиционной точкой. Остальные музыканты узнали об этом только неделю спустя, продолжая репетировать, фактически, уже с покойником.
Эдик «Рэтд» Старков, по воспоминаниям, был тем еще конфидентом, хотя в общении (если судить по сохранившимся записям и интервью) был тих, скромен, обаятелен, шутлив и прост. Любил Кастанеду и Блаватскую, в книжных фаворитах называл «Убик» Филиппа Дика (говорил, что кроме нее и сказок можно вообще ничего не читать). А вообще, как мне видится, Рэтд четко вписывается в гностическую традицию с демиургической «Химерой огромного мира», которая «тенью легла над Галактикой», а также дивным и свободным существом-проводником ZUDWA, который «где-то в чудесном саду» играет в лапту — с тобой, со мной, — до бесконечности, по кругу.
Для ознакомления приглашаю к альбому «ZUDWA», при этом советуя слушать многое из разных альбомов (могу накидать в комментарии). Недавно альбом переиздал на двух винилах лейбл «Сияние», а Илья Зинин и Александр Горбачев в книге «Песни в пустоту» воспели героя словами его друзей, музыкантов, очевидцев и прочих попутчиков.
Предлогун искренне любит коллектив с незапамятных времен, а также с интересом прочитает суждения Всевозможной Редакции и Легиона Конфидентов о творчестве Эдика «Рэтда» Старкова.